Скомарохов Анатолий
Оренда особая сила ирокезов. Религия ирокезов
Источник: Племена ирокезов. Религия. http://lib7.com
Ярким отражением социального строя и хозяйственной системы ирокезского общества являлась редигия ирокезов. В ней отразились и древний охотничий быт и сложившееся позже земледельческое хозяйство, и сама структура ирокезского общества.
Ирокезы верили в оренда — особую силу, присущую всем явлениям и предметам, людям, животным. Они верили в бесчисленное количество зооморфных и антропоморфных духов; первое место в пантеоне ирокезов занимали божества растительного царства, обожествленные силы природы и небесные светила. Они обращались к Земле, к Рекам, к Озерам, к Опасным скалам и верили,что у всех этих предметов есть душа, —так сообщали иезуиты, донесения которых дают богатейший материал для характеристики ирокезской религии. Каждый ирокезский род имел своего покровителя, животное-предка, изображение которого помещалось над входом в жилище. Тем не менее, с этими родовыми тотемами уже в XVII — XVIII вв. у ирокезов не связывалось никаких религиозных представлений и обрядов; для ирокеза то животное, по имени которого назывался его-род, ничем не отличалось от любых других животных. Таким образом, в этих наименованиях-гербах можно видеть лишь слабые пережитки тотемизма.
Каждое селение, независимо от родовой организации, имело охраняющего его духа; каждый отдельный человек также имел своего духа- хранителя.
Культ личных духов-покровителей составлял вообще одну из самых характерных черт религии североамериканских индейских племен, так что некоторые исследователи даже считают эту форму верований наиболее типичной для них. Юноша-ирокез искал себе личного духа-покровителя путем прохождения обрядов посвящения. Эти обряды были порой очень тяжелы и мучительны: длительная изоляция и голодание, потение в темной и жаркой бане и пр. Испытания, продолжавшиеся иногда месяцами, доводили нервную систему юноши до крайнего напряжения, и ему начинали мерещиться разные видения, тем более, что он и искусственно старался их вызвать. И тот предмет, животное, растение, которое представлялось его воображению, становилось воплощением его духа-покровителя.
Многие религиозные обряды ирокезов были связаны (как и у многих других племен) с существовавшими у них особыми тайными обществами. У каждого общества имелся свой определенный ритуал; участвовать в обрядах общества могли только прошедшие известный вид посвящения.
Эти общества довольно определенно по своему генезису распадались на две основные группы: первая — общества, восходившие к чисто охотничьей стадии, вторая — общества, возникшие, несомненно, только на земледельческой стадии и отразившие земледельческую культуру народа.
К первой группе можно отнести общества: «Выдры», «Орла», «Медведя», «Бизона», «Таинственных животных», «Карликов». Ко второй — общества: «Сестер наших кормилиц» и «Масок из кукурузных листьев». Несколько особняком стояли: известное общество «Масок», общество «Певцов для мертвых» и «Общество малой воды» (или «Тайное знахарское общество»); последнее, судя по некоторым деталям, вероятно, также восходит к дозем- ледельческой стадии.
Большинство тайных обществ имело целью лечение всяких болезней и недугов и устранение различных несчастий. В ритуал обществ входили древние обрядовые песнопения и пляски; для отбивания ритма служили барабаны и погремушки.
Главными специалистами по врачеванию, представителями и посредниками в сношениях с духами были шаманы, проходившие особую подготовку и вгмевшие своих особых духов-покровителей.
Возрастающее значение земледелия привело к возникновению культа основных земледельческих растений — кукурузы, бобов и тыквы, почитавшихся под именами «Трех сестер», «Нашей жизни», «Наших кормилцц». Эти духл культурных растений почитались равно всеми ирокезами, но яе имели никакой связи с родовой организацией и не являлись духами- хранителями отдельных людей. Они представлялись в виде трех прекрасных женщин, каждая — в одежде из листьев соответствующего растения.
Наибольшее значение в религии ирокезов имело поклонение явлениям природы, оказывающим влияние на их хозяйственную жизнь: они почитали небо, солнце, оживляющую силу природы, дождь и теплые ветры как благодетельные божества и умилостивляли мороз, град, холодные ветры как предвестники зла. Вокруг олицетворявших их сверхъестественных существ возникли сложные циклы верований и мифов.
На первом месте из ирокезских божеств стояло небо, олицетворявшееся в Держателе Небес и Хозяине Жизни, объявлявшем людям свою волю в снах. Таронгайавагон (букв.: «тот, который поддерживает в двух местах небесный свод) представлялся величественным антропоморфным существом мужского пола, одетым в плащ из окрашенных в голубой цвет собачьих шкур. В его честь ежегодно в середине зимы устраивались празднества и приносилась в жертву белая собака. С культом Таронгайавагона постепенно слился культ Жускея, благодетельного божества, почитавшегося всеми ирокезами. Жускея создал землю и все, что находится на ней, покрыл ее реками и озерами, наполнил воды рыбами, леса — дичью и поля — кукурузой и тыквой, он научил человека добывать огонь и варить пищу и т. д. В нем олицетворялись силы природы, выражавшиеся в воз* рождении, росте и размножении животных и растений. Жускея стареет, как человек, но он может мгновенно помолодеть и стать совсем юным, поэтому Жускея никогда не умирает.
Из всего этого видно, что божество Таронгайавагон-Жускея соединило в себе черты творца ы мироустроителя, культурного героя и умирающего и воскресающего земледельческого божества. Можно доказать, что это космическое антропоморфное божество земледельческого периода выросло из культа животных и деревьев, свойственного более раннему периоду. Так, Таронгайавагон, Держатель Небес, у некоторых ирокезских племен неоднократно ассоциируется с оленем: рога оленя служат главным оружием Таронгайавагона, которым он поражает своих врагов; олень же является вождем всех первозданных животных, взошедших вслед за ним по радуге на небо перед появлением человека на земле. С другой стороны, варианты имени Жускея в переводе означают «бог леса», «молодое деревцо», «любимая поросль» и иногда сопровождаются названием «клен»; иначе говоря, его можно трактовать как видоизмененного бога растительности, олицетворявшегося в виде клена: ведь клен играл большую роль в собирательской деятельности лесных племен. Таким образом, в этом сложном божестве перед нами слияние культов оленя и клена (аналогично Зевсу греческой мифологйи и Юпитеру — римской, связываемых с орлом и дубом).
Почитая созидательные, светлые силы природы в лице Таронгайава- гона-Жускея, Хозяина Жизни, ирокезы умилостивляли разрушительные, темные, неблагоприятные для человека силы в лице его брата, близнеца Тавискарона, божества зимы, холода и льда, и их общей бабки, Атаентсик, богини земли, мрака и смерти. Тавискарон («одетый льдом», «покрывающий все градом, снегом, изморозью», «кремень») нес с собой голод и нужду и олицетворял собой все, что есть разрушительного в природе; он причинял весенние заморозки, губительные для молодых всходов, он посылал северный ветер и ранние осенние морозы, убивавшие не созревшую еще ку- 'КУРУЗУ, он покрывал льдом реки и озера и засыпал снегом всю страну; он старался испортить и погубить все, что создавал Жускея, поэтому между ними была смертельная вражда. Жускея наполнял мир созданными им зверями и птицами, а бог зимы уводил их и запирал в огромной пещере © дальних горах (отображение зимней спячки животных и насекомых и •осенних отлетов птиц), откуда их вызволял тот же Жускея.
Из вариантов имен Тавискарона интересно одно, а именно Волк, возводящее это темное божество также к культу животных.
Постоянная вражда между двумя братьями-близнецами внушала Тарон- гайавагону желание отделаться от Тавискарона. Во время яростной борьбы двух братьев ровная прежде поверхность земли была изрыта и покрылась горными хребтами и долинами. Обратив Тавискарона в бегство, Таронгайавагон настиг его и убил оленьим рогом; от сильного удара тело разбилось на части, и осколки его превратились в скалы и глыбы кремня, из которого Таронгайавагон-Жускея научил людей делать ножи, топоры и стрелы. Таким образом, здесь налицо типичный дуализм, борьба благодетельных и губительных начал природы, света и тьмы, жизни и смерти, олицетворяемая в виде двух божественных братьев-близнецов. Этот дуалистический миф, известный многим народам (например, Зевс и Тифон, Ормузд и Ариман, Вишну и Шива, Белобог и Чернобог), восходит, вероятно, к древнейшей эпохе человеческой истории с ее дуальной экзогамной организацией.
Олицетворением темных сил считалась и Атаентсик («та, тело которой черно»). Когда умирает человек, при этом всегда незримо присутствует Атаентсик; это она высасывает из него кровь, являясь причиной смерти от болезней и истощения; в ее собственность поступает то, что кладут умершему в могилу, и она же распоряжается душами умерших, заставляя их плясать для своей забавы. Культ Атаентсик пережил интересную эволюцию. Когда основным занятием была охота, Атаентсик отождествлялась с землей и смертью и умилостивлялась как злое божество; но постепенно, по мере того как зависимость ирокезов от земледелия возрастала, они начинали почитать ее как свою мать и щедрого благодетеля, создав в конце концов настоящий культ «матери-земли», столь типичный для земледельческих племен вообще (сравнить хотя бы религии древних народов Средиземноморья и Переднего Востока).
Огромное значение имел также Агрескуи, олицетворение солнца, называвшегося Наш Старший Брат (у могауков — Хозяин Войны). Его призывали в лесах и на охоте, на водах при любой опасности. Ему приносили в жертву первые плоды, первую дичь. Он считался также богом войны, его особенно почитали воины, и обычно перед выступлением в поход ему приносили в жертву собаку, вздергиваемую на высокий шест1. Богу войны иногда приносились и человеческие жертвы (обычно пленники).
Кроме этих божеств, большое значение имел Хено («дед») — бог грома и молнии, олицетворявший собой летние ливни, часто приходящие с громами и столь необходимые для урожая. Голос Хено звучал в раскатах грома, а нахмуривание его бровей вызывало блеск молнии2; тучи являлись его разведчиками, и он имел несколько антропоморфных помощников. Хено призывали во время посева и устраивали ему общественные благодарения на празднестве урожая. Это грозное антропоморфное божество, представлявшееся ирокезу в одежде воина, с пером на голове, с корзиной с громовыми стрелами за плечами, плывущее по небу на туче и мечущее стрелы в своих врагов, так же как и большинство других антропоморфных божеств восходит к культу животных. Его родоначальник — Черепаха, с которой он тесно связан во многих мифах.
В пантеоне ирокезских божеств были также божества бури, ветра, весеннего ветра, северного сияния и др.
Уже первые европейцы, жившие среди ирокезских племен, а именно французские миссионеры-иезуиты, обратили внимание на происходившие у ирокезов по временам торжественные религиозные празднества. Первое подробное описание празднеств и связанных с ними общественных молений дал Морган. Подобных празднеств у ирокезов шесть: нового года, клена, посева, ягод, зеленого зерна и урожая. Из них два, а именно праздники клена и ягод, главным образом земляники, связаны с собирательской деятельностью, а остальные четыре — с сельскохозяйственным годом и его сменяющимися в постоянной последовательности полевыми работами. Самым торжественным празднеством был праздник нового года, середины (перелома) зимы, праздник зимнего солнцестояния.
Таким образом, ко времени открытия Америки религия ирокезов, сохраняя пережитки тотемизма и на основе развития разнообразных анимистических представлений, начинала оформляться в политеизм; религиозное отношение к животным исчезло, и все благоговение было перенесено на антропоморфные божества. Весь культ стал приобретать ярко выраженный земледельческий характер.
Со второй половины XVII fB. под влиянием проповеди христианских миссионеров у ирокезов начала складываться вера в благодетельного Великого духа, связанная с желанием делать угодное ему, т. е. стало выявляться монотеистическое начало1, чего совершенно не знала религия ирокезов ранее.
Реки крови мы пролили на планете,
восторгаясь, озаряясь и балдея;
ничего не знаю гибельней на свете,
чем высокая и светлая идея.
И. Губерман
P.S. Если захотите написать письмо в теме письма напишите SKOMAR2006. Много спама.
С уважением, Скомарохов Анатолий.
Объявление. Опубликую Вашу статью бесплатно на этом сайте.
Читайте... Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь."
Еккл. 1, 18 ;)))