|
МАРС
Луки 7, 2-9 "2 У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. 3 Услышав об Иисусе,
он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. 4 И они,
придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это,
5 ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. 6 Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко
уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин,
чтобы Ты вошел под кров мой; 7 потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе;
но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. 8 Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя
в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге
моему: сделай то, и делает. 9 Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал
идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры."
Матф 8:5-13 "5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой
лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи
только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в
подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему:
сделай то, и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам,
и в Израиле не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и
возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут
во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты
веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час."
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите,
и в город Самарянский не входите; Матф. 10:5.
Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен ему. Деян. 10, 35.
CОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление
2. Бог Марс
3. Планета Марс
4. Песня Марсельеза
4.1. Студенческая Марсельеза
4.2. Коммунистическая Марсельеза
4.3. Марсельеза шпаны
4.4. Отпустили крестьян на свободу …
4.5. Новая песня (Марсельеза)
5. Пища бога Марса
6. Дева Мария. Богородица. Иконы. Изида и Хор
7. Мара
Иер.48:10 Проклят, кто дело
Господне делает небрежно, и
проклят, кто удерживает меч Его от крови!
Как сказал Христос «сделаю Вас ловцами человеков». Но в современном мире это, конечно, не актуально. Нам подавай,
как в сказке, золотую рыбку или, как в песне, птицу счастья завтрашнего дня. Не важно, пусть там где-нибудь кто-то или
что-то тонет, лишь бы мои желания исполнялись. В результате получаем или,
как в сказке, разбитое корыто, или, в лучшем случае, – птичий помет на шапке.
Некоторые кидаются в эзотерику, в мистицизм, в язычество. Насчет эзотерики или мистицизма любому верующему в то,
что человек это не обезьяна, понятно, что без помощи создателя-Бога не обойтись.
Насчет других Богов сложнее. По Библии они вроде и есть, и нет – это, конечно, мое личное мнение. Как, например,
молиться Перуну? Не знаю, а вот Богу, описанному в Библии – есть - Иисусова молитва и другие молитвы, псалмы.
С богами Древнего Египта понятно – по Библии Бог совершил суд (Числа 33:4, Исход 12:12) над ними.
А вот с Древнеримскими богами и Древнегреческими – сложнее. Как известно, именно римские воины были исполнителями
казни Христа, да и в Греции принятие христианства, впрочем, как и везде, без пролития крови пророков и др. слуг божьих
не обошлось.
Особенно надо отметить культ Марса. Его имя увековечено, например, в названии города Марсель и в гимне Франции
«Марсельеза». Якобинство, а затем марксизм, получившие распространение в Европе, России, Азии и по всему миру из-за грехов
людей, в том числе и называющих себя христиане, пронесли «Марсельезу» по всему миру. А лидеры этого движения, которое без
помощи Божьей, разумеется, не получило бы распространения, прославлены в веках. Это Робеспьер, Наполеон Бонапарт,
В.И. Ульянов (Ленин), И.В. Джугашвили (Сталин) и др. Их имена прославлены, а вот что стало с ними самими, с их душами
– вопрос совсем другой.
Остановимся подробнее на Великой Французской революции конца 18 века. Ее целью первоначально не была борьба с религией,
а лишь замена феодальной религии на капиталистическую в связи с изменением формы эксплуатации трудящихся масс. За образец
можно было взять опыт Английской буржуазной революции. Однако то сопротивление, которое католическое духовенство оказало
сорвало создание новой религии. Французская буржуазия была вынуждена бороться с контрреволюционным духовенством. Именно в
ходе этой борьбы возникло дехристианизаторское движение, которое охватило Францию в 1793 году и стало одним из самых
ярких моментов якобинской диктатуры. Идеи поклонения "Верховному существу" без христианства не стали началом новой
религии, а выродились в атеистическое движение против всякой религии вообще. Это движение отражало интересы низших слоев
французской буржуазии, усвоившей идеи Просвещения 17-18 веков.
Неотъемлемой составной частью материалистических учений эпохи Просвещения был атеизм, обладавший рядом
особенностей. Просветительский атеизм отличался очень острой критикой религиозного мировоззрения.
Дидро и его друзья резко противопоставили друг другу философию и религию. «Философы по самой профессии своей—друзья
разума и науки, а священники—враги разума и покровители невежества». О Гольбахе друзья говорили как о «личном враге
господа бога», а его остроумные и страстные анонимные антирелигиозные и антицерковные памфлеты получили очень широкую
известность. По всей Европе гремела молва о смелой антиклерикальной деятельности деиста Вольтера.
Как возникла религия с точки зрения французских просветителей? Большинство из них считали, что она возникла «случайно
и не случайно». Случайно потому, что, будучи продуктом страха перед непонятным, результатом легковерия и прямого
обмана, она оказалась как бы совместным творчеством случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника. Эта
формула с небольшими вариациями может быть встречена у многих мыслителей той эпохи. Но религия возникла и не случайно,
потому что указанная выше «робинзонада» глупца и обманщика могла происходить более или менее часто именно в прошлые
времена, когда невежество и наивность были распространены повсеместно. «Невежество, тревоги, бедствия всегда были
источником первых представлений людей о божестве».
Выдвигались и иные концепции генезиса религиозных верований,— размышление над причинами вещей, обожествление героев и
т. д. Все эти предположения не отличались глубиной, и мысль Юма о том, что источником первоначальных религий были
страдания от неудовлетворенности потребностей в настоящем и страх перед необеспеченностью существования в будущем,
была гораздо более плодотворной. Тем не менее взгляды французских просветителей на происхождение религиозной веры
неплохо помогали заклеймить религию и церковь как носительниц невежества, мракобесия и угнетения.
Бюффон в «Естественной истории» писал о противоположности религии научным знаниям. Рейналь в «Истории обеих Индий»
рассказывал о том, как вера в бога привела к ужасным кровопролитиям и мерзостным преступлениям. Гольбах в
«Разоблаченном христианстве» и других памфлетах разъяснял, что религия и церковь суть союзники угнетателей и
сами есть источник угнетения. Религиозная вера породила «деспотизм, тиранию, разврат государей и ослепление народов,
которым во имя бога запрещают любить свободу...». Религиозная мораль лжива и гнусна, а в обществе атеистов, наоборот,
могут сложиться наиболее искренние и самые нравственные отношения между людьми. Взгляды рассматриваемых философов на
пути и средства преодоления религиозных заблуждений соответствовали общей просветительской концепции. Эти пути
сводятся к одному,— к просвещению. «Если незнание природы породило богов, то познание ее должно их уничтожить...
Просвещенный человек перестает быть суеверным». Дидро добавил к этому прямолинейному тезису Гольбаха дополнительные
условия: окончательно исчезнет религиозная вера только тогда, когда все люди увидят, что сама церковь внутренне
разложилась и ее представители не заслуживают ни малейшего уважения и доверия. Гельвеций предложил начать с того,
чтобы лишить церковь и монастыри их экономической мощи, отобрав их земли и имущества.
Ограниченность точки зрения просветителей на судьбы религии в современном им обществе соответствовала идеализации
ими буржуазных отношений, в которых они видели наступление «эпохи разума» и осуществление всех своих надежд и
мечтаний. Те сомнения и оговорки насчет полного упразднения религии, которые выдвигались деистами, также не
преодолевали этой ограниченности. Скорее наоборот, они усиливали ее, когда, например, Вольтер высказывал опасение,
что лакей-атеист мог бы без малейших угрызений совести его зарезать, а Руссо полагал, что без «религии сердца»
между людьми воцарилась бы беспросветная жестокость.
В период Французской революции XVIII в. нашлись последователи просветителей, которые практически стали проводить
насильственную «дехристианизацию». Но эта кампания не привела к отказу от всякой религии вообще и превратилась
сначала в утверждение «культа Разума», а затем переродилась в пропаганду культа «Верховного Существа», который
в конце концов снова уступил место обычному христианству... Здесь мы не будем подробно рассматривать эти перипетии,
о которых к тому же немало написано исследователями-историками, но отметить общую тенденцию в эволюции
буржуазно-просветительского атеизма XVIII в. необходимо. Более детальный анализ показал бы, как по мере
социально-классового расслоения внутри «третьего сословия» в период самой революции якобинцы отвергли не
только политическую программу жирондистов, но и атеистическое мировоззрение их идейных предшественников,—
материалистов Гольбаха и Гельвеция. Буржуазная революция не смогла удержать атеистического знамени в своих руках и
отреклась от него, хотя вначале это произошло — таков исторический парадокс! — под предлогом несовместимости
материалистического фатализма с революционной активностью и страстной непримиримостью к врагам революции.
Источник - сайт
О боге Марсе
МАРС (Mars), Маворс, Марспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально
возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март — первый месяц древнего календаря, когда
совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о
первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности (полей и урожая), и
богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были
посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся
весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих
на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини
Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего
имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали
при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам,
обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану, Марсу
приносилась в лесу жертва — бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм
Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно
было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя — регии (Aul. Gell. IV 6, 2),
где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а
одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать
и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к
Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение.
Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его
честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней,
оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на
бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами,
водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии
и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на
соответственных стадиях развития религии бог — хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в
войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно
богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе,
чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть
Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну,
а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм
Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах,
пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус; наделялся эпитетами «победитель»,
«сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с
Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными
от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий — от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый»
в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга — народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет
полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных
верованиях.
Лит.: Dumezil G., Juppiter, Mars, Quirinus. [P., 1941]; Hermansen G., Studien uber den italishen und den romischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars celtique, Brugge, 1955.
Е.М. Штаерман
© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 119—120.
Источник: Сайт Солнечная система.
Марс:
Масса: 6,4 * 1023 кг, т.е. 0,107 от массы Земли.
Диаметр: 6670 км, т.е. 0,53 диаметра Земли.
Плотность: 3,95 г/см3
Температура на поверхности:
На большей части: -23 градуса
На полюсах: -150 градусов
На экваторе: 0 градусов
Период вращения вокруг своей оси(сутки): 24,6229 часа
Расстояние от Солнца: 228 млн км
Период вращения вокруг Солнца(год): 687 дней.
Марс — планета, в общих чертах похожая на Землю, но меньшая по размеру и более холодная. На Марсе
имеются каньоны, гигантские вулканы, обширные пустыни. Вокруг Красной планеты летают две небольшие луны.
Поверхность Марса, подобно поверхности Земли, изменялась под воздействием погодных факторов, воды и льда. Да-да, в
ныне сухом мире Марса когда-то текли реки. Над пустынным ландшафтом громоздятся крупнейшие во всей Солнечной системе
вулканы. Как и на Луне, на Марсе есть много кратеров.
Марс — следующая за Землей планета относительно Солнца, к тому же это единственный (за исключением Луны) мир,
которого можно достичь с помощью современных ракет. На Марсе гравитация слабее, чем на Земле, поэтому вес человека
здесь составляет 2\5 от земного. Красная планета имеет тонкий слой разреженной атмосферы, состоящей из углекислого
газа с малозаметной примесью кислорода и воды. Хотя атмосфера Марса не губительна для человека, необходимо специальное
оборудование, чтобы выделить из нее достаточное для дыхания количество кислорода.
Марс проходит по своей орбите вокруг Солнца за два наших года. Времена года на Марсе очень похожи на наши, земные.
В зимние периоды астрономы наблюдают ледяные шапки, образующиеся в северном и южном полушариях. А летом теплые ветры
поднимают сильнейшие пыльные бури по всей планете.
О жизни на Марсе
Отчасти Марс похож на Землю, но он намного холоднее. Возможность жизни на Марсе давно пленяла воображение людей. В 1897 году англ. писатель Г. Дж. Уэллс написал роман “Война миров”, где высказывал предположение о существовании марсиан и возможности захвата ими Земли. Уэллс создал свое творение под впечатлением сделанных несколькими астрономами карт Марса, на которых четко прослеживались прямые линии, пересекающие всю планету. В 1890-х годах во Флагстафе, Аризона (США), Персиваль Лоуэлл (1855-1916) создал целую серию рисунков Марса, на которых были видны многочисленные тонкие прямые линии. В то время предполагалось, что эти линии служат каналами для пересылки воды из полярных областей в пустыни.
Некоторые из наиболее простых растительных и животных организмов Земли могли бы выдерживать колебания температуры на Марсе. Летом на экваторе температура даже поднимается выше отметки замерзания воды. В большую же часть времени климат там не более суров, чем в Сибири.
Гигантские вулканы
Изучив фотографии Марса, ученые смогли многое узнать о геологической структуре и истории Марса. По всей вероятности, 5 млрд лет назад, когда возникла Солнечная система, Марс был похож на Луну и Меркурий. В течение первого миллиарда лет Марс и другие планеты подвергались ударам метеоритов, оставлявших на их поверхности бесчисленные кратеры.
Когда планеты сформировались, они были значительно более горячими, чем теперь. Марс остыл намного раньше Земли, в силу своих небольших размеров. Нам известно, что в прошлом Марс был достаточно горячим для того, чтобы содержать внутри себя жидкую породу — об этом свидетельствуют многочисленные вулканы.
Крупнейшие вулканы Марса расположены на Тарсисе. Это название астрономы дали возвышенности, имеющей 400 км в ширину и около 10 в высоту. На плато Тарсис расположено четыре вулкана, являющихся настоящими гигантами по сравнению с земными. Такие вулканы называют щитовыми, состоят они из некогда вытекшей лавы, которая распространилась во все стороны, прежде чем остыть и затвердеть. В результате форма вулканов Тарсиса напоминает скорее лепешки, чем конусы.
Марс и вода
На Северном и Южном полюсах Марса лежат ледяные шапки. Но этот лед другого происхождения, нежели наш. Зимой Марс становится настолько холодным (-100 градусов), что углекислый газ, находящийся в его атмосфере, замерзает до твердого состояния, образуя так называемый сухой лед. И все же некоторое количество обычного водяного льда там тоже имеется. В течение марсианского года шапки на полюсах то растут, то уменьшаются. При замерзании и оттаивании возникли кольцевые образования, похожие на дюны. Разреженная атмосфера Марса содержит некоторое количество кристаллов водяного льда, “Вояджер” заметил в ней редкие облака. Но даже если вся атмосферная вода выльется на поверхность Марса в виде дождя, вода покроет Марс только на 0,01 мм, в то время, как атмосферная вода Земли может образовать слой толщиной в несколько сантиметров.
Сегодня на Марсе нет ни рек, ни озер, но то, что они были, можно сказать и не ошибиться. На снимках, сделанных “Викингом”, хорошо видны старые русла. Посреди широких рек, нынче сухих, есть острова. Глубокие ущелья долины Маринер и тонкие очертания сухих долин были некогда прорезаны текущей водой.
Марс претерпел значительные климатические изменения. Атмосфера Марса богата углекислым газом, который должен был удерживать тепло, идущее от Солнца. Мощные извержения вулканов тоже должны были вносить свою лепту в нагревание Марса. Возможно, что в далеком прошлом Красная планета была теплой и пригодной для жизни, с реками, озерами и проч. Однако сейчас температура на Марсе мало где поднимается выше 0.
Спутники Марса
У Марса есть две маленькие луны, Фобос и Деймос, открытые в 1877 году. Их нелегко увидеть даже в большой телескоп. Диаметр Фобоса всего 23 км, а Деймоса — 16 км. На этих спутниках Марса имеется несколько кратеров. Возможно, Фобос и Деймос являются астероидами, захваченными полем тяготения Марса, а не лунами, которые когда-то образовались вблизи планеты. Поверхность у них темная, как у всех астероидов, и по плотности они тоже близки к ним. Оба спутника выглядят, как большие куски каменистой породы; возможно, они образовались на ранней стадии существования Солнечной системы, даже раньше, чем все планеты.
Эти маленькие луны не совсем круглые. Для этого имеются две причины. Во-первых, они, возможно, представляют собой фрагменты, отколовшиеся при столкновении более крупных небесных тел. Во-вторых, ввиду небольших размеров этих лун, их собственная сила тяготения слишком мала, чтобы сжать их до более круглой формы.
Не тегом единым. Курс 42.2006г. Команда 4204 МШП, г. Мытищи Московской обл.
gontaren@mail.ru
Исх. 23:2-3. "2 Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; 3 и бедному
не потворствуй в тяжбе его."
Cкачать и прослушать гимн Франции Марсельезу (на французском языке)
Марсельеза. Гимн Франции на французском языке (4,1 mBt, mp3)
Далее источник
Сайт. Советская музыка
Марсельеза. "Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног..."
Удачный вариант революционной песни
Музыка: Клод Жозеф Руже де Лилль Слова: Петр Лавров 1895г.
Рабочая Марсельеза. Музыка: Клод Жозеф Руже де Лилль
Слова: Петр Лавров 1895г. (1,6 mBt, mp3)
Скачать с моего сайта. Рабочая Марсельеза. Музыка: Клод Жозеф Руже де Лилль
Слова: Петр Лавров 1895г. (1,6 mBt, mp3)
Далее источник
Сайт. Советская музыка
Скачать рабочую Марсельезу (пионерский вариант - Детский хор)
Рабочая Марсельеза. Детский хор (2,5 mBt, mp3)
Скачать с моего сайта. Рабочая Марсельеза. Детский хор (2,5 mBt, mp3)
Источник: Студенческая Марсельеза. Слова А.А. Богданова
Слова А. А. Богданова
Ты нас вызывал к неравному бою,
Бессердечный монарх и палач.
Над поверженной в горе страною
Материнский разносится плач…
Припев:
Мы шли за свободу, за труд, за народ.
Наш клич – справедливость и знанье!
Себя обрекли на скитанья.
Вперед, вперед, вперед!
Был нам дорог храм юной науки,
Но свобода дороже была.
Против рабства мы подняли руки,
Против ига насилья и зла…
Долетели ужасные вести,
Что расстрелян товарищ-солдат…
Другу, матери, брату, невесте
Прямо в сердце пустили заряд.
Кто смирится с насилием казни,
Равнодушно снесет этот срам?
Только тот, кто исполнен боязни,
Кто позорно изменит борцам…
Пусть нас ждут офицерские плети,
Казематы казарм и сухарь,
Но зато будут знать наши дети,
Как отцы их боролися встарь.
Пусть нас ждут пересыльного замка
Кандалы, ненавистный конвой,
Роковая казенная лямка,
Крест на шапке и штык за спиной…
Не двоих, не троих расстреляют,
По этапам заставят идти…
Мы не знаем, что нас ожидает,
Как последнее скажем «прости!».
Чтоб рассеять свободы заразу,
Царь всю Русь расстрелял бы давно,
Но стреляет он робко, не сразу,
Но всю Русь расстрелять мудрено.
Русь, откликнись на зов молодежи!
Как могли мы дышать до сих пор?!
Неужели на службу царизму
Нас заставят идти?.. О, позор!
Наш позор не на долгие годы,
Станьте, смелые, честные в ряд!
Со штыками под знамя свободы
Выйдет каждый студент, как солдат…
1900-е годы
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).
Источник: Коммунистическая Марсельеза
Мы – пожара всемирного пламя.
Молот, сбивший оковы с раба,
Коммунизм – наше красное знамя
И священный наш лозунг – борьба.
Против гадов, охрипших от воя,
Пожиравших все наши труды,
Для последнего страшного боя
Мы сомкнем трудовые ряды.
Припев:
Кто честен и смел, пусть оружие берет,
Свергай кабалу мироеда.
Нас ждет или смерть, иль победа,
Вперед, вперед, вперед, вперед, вперед.
Наших братьев погибших мильоны,
Матерей обездоленных плач,
Бедняков искалеченных стоны –
Скажут нам, где укрылся палач.
Пусть же знают, укрывшись в палаты,
Кто служил золотому тельцу,
Что настал час жестокой расплаты
Кулаку и банкиру – дельцу.
Всем насильникам воли народной,
Всем, кормившимся нашим трудом,
Всем, кому был статьею доходной
И завод, и молитвенный дом.
Всем, чьих прибылей ради разбойных
Наша кровь и текла, и течет, -
Умиравшие, гнившие в войнах,
Неоплатный предъявим мы счет.
Нам грозят еще гнусные гады,
Но уж пробил последний их час
И не будет в бою им пощады,
Им, не знавшим пощады для нас.
Пусть же знают бойцы состраданья
Чтобы враг обмануть нас не мог
На развалинах старого зданья
Возведем мы наш светлый чертог.
Никакая на свете работа
Для мозолистых рук не страшна.
Но ничья от народного пота
Не разбухнет уж больше мошна.
Хищный плут будет жадничать втуне,
Не набьет он своих сундуков,
В трудовой пролетарской коммуне
Нет богатых и нет бедняков.
Против общего злого вампира,
Против шайки попов и господ
Встаньте все пролетарии мира,
Обездоленный черный народ.
Встаньте, рыцари нового строя,
Встаньте, дети великой нужды,
Для последнего страшного боя
Трудовые смыкайте ряды.
Песни революции. Издание Уполкультработы при водопути Н. К. П. С. Тюмень, Первая Гостипография, 1923, без подписи.
Источник: Марсельеза шпаны
Скоро выйдем, друзья, из острога,
Его прах с наших ног отряхнем,
Мы не верим ни в черта, ни в Бога,
Воровать мы по новой пойдем.
Трудно бросить нам наши привычки,
Не сумеем мы честно прожить.
Справим прочные фомки, отмычки –
Пусть от нас всё на свете дрожит.
Много крепких серег мы сломаем,
Себе денежных касс наберем,
Кассу саре чужой промотаем
И гамгыры казенной попьем.
Берегись, ненасытна утроба!
Мироеды, давай лихачей!
Мы повытащим мертвых из гроба
И заставим плясать нэпачей!
Целый век на вас люди трудились,
Все старались халтурить, копить,
Обирать фраеров не стыдились –
Не грешно тебе вас разорить!
Соберемся мы бандой единой
И на мокрую смело пойдем,
Лишь бы выгодно было нам дело –
Мы ограбим, украдем, убьем…
Не страшны нам судья и законы,
Не боимся обратно попасть,
Нам кругом все вершины знакомы,
И девиз наш: ограбить, украсть.
В нашу гавань заходили корабли. Вып. 2. М., Стрекоза, 2000.
На мотив «Марсельезы» Руже де Лилля, 1792 (MIDI1, MIDI2). Самый известный русский вариант "Марсельезы" - "Отречемся от старого мира" Лаврова, <1875>.
Источник: Марсельеза. Отпустили крестьян на свободу ...
Неизвестный автор
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля.
Только землю не дали народу:
Вот вам милость дворян и царя.
Мужики без земли пропадают,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле они нанимают
Мужиков на работу свою…
Чтобы с голоду нам не подохнуть,
На дворян мы работать идем,
И живет эта жадная свора
Исключительно нашим трудом.
Прижимает нас земский начальник,
И урядник дохнуть не дает,
Поп пугает нас адом кромешным,
А за требы последок берет...
Сыновей наших гонят в солдаты,
Из ружей научают стрелять,
Для того, когда мы возмутимся,
Чтоб могли они нас усмирять.
Не довольно ли вечного горя,
Пред дворянами гнуться в дугу?
Разогнем-ка могучие спины
И покажем мы силу врагу!
Соберемся могучею ратью,
Разгромим мы дворцы богачей,
Возвратим себе матушку-землю
И не будем платить податей.
Землю поровну всю мы разделим,
У других не пойдем занимать,
Школ по всем деревням понастроим,
Будем всякие книжки читать...
Ведь Россия — что волость большая,
Мы в ней новый порядок введем,
Старшину выбирать сами будем,
Сами сход волостной соберем.
Волостной этот сход с старшиною
Мирской сбор по душам раскладут,
Собирать со всех поровну будут,
И дворяне от них не уйдут...
Сыновей не пошлем мы в солдаты,
А как будет чуть только война,
Соберем мы охотников тотчас,
И тогда уж врагам всем беда.
Так восстанем же, братья, дружнее!
И опять у нас будет земля,
И на горьких осинах повесим
Мы попов, и дворян, и царя...
<1905>
Русская революционная поэзия 1895-1917 / Сост., подг. текса и примеч. И. С. Эвентова. Л., Сов. писатель, 1957 - под заглавием "Крестьянская песня" (Печатается по листовке Краматорской организации РСДРП, 1905)
Одно из названий - "Крестьянская марсельеза". Так что, вероятно, поется на мотив "Марсельезы".
Это очень интересная песня, она подробно излагает традиционную крестьянскую "утопию" - вольный мир без правителей, налогов, карательных органов, попов и наемного труда, где каждый работает на своей земле, а общие проблемы решаются всеобщим сходом. Это стихийный крестьянский социализм, которым грезили многие поколения русских революционеров: петрашевцы, народники, эсеры...
Девятнадцатого февраля - день выхода манифеста Александра II об отмене крепостного права (1861).
ВАРИАНТ
Отпустили крестьян на свободу
Отпустили крестьян на свободу,
Только землю не дали народу –
Это милость царя и дворян.
Мужики без земли пропадали,
А дворяне и рады тому,
Что дешевле нанимать на работу свою.
<1905>
Записано от Моисеевой Е. Т., 1895 г. р., г. Каскелен, в 1977 г. По утверждению информанта эту песню пели, когда казаков послали подавлять черниговских рабочих в 1905 году. Причем, пели ее на улицах открыто, никого не боясь.
Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Бектеп», 1979, № 36
Источник: Марсельеза. Петр Лавров
Петр Лавров
Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!
Мы пойдем в ряды страждущих братий,
Мы к голодному люду пойдем;
С ним пошлем мы злодеям проклятья,
На борьбу мы его позовем:
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
Богачи, кулаки жадной сворой
Расхищают тяжелый твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры;
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали!
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб ругались они над тобой!
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
Тебе отдых — одна лишь могила!
Каждый день недоимку готовь;
Царь-вампир из тебя тянет жилы!
Царь-вампир пьет народную кровь!
Ему нужны для войска солдаты:
Подавай, же сюда сыновей!
Ему нужны пиры да палаты:
Подавай ему крови твоей!
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
Не довольно ли вечного горя?
Встанем, братья, повсюду зараз!
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье, и Дальний Кавказ!
На воров, на собак — на богатых!
Да на злого вампира царя!
Бей, губи их, злодеев проклятых!
Засветись лучшей жизни заря!
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
И взойдет за кровавой зарею
Солнце правды и братства людей.
Купим мир мы последней борьбою:
Купим кровью мы счастье детей.
И настанет година свободы,
Сгинет ложь, сгинет зло навсегда,
И сольются в едино народы
В вольном царстве святого труда...
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врагов, брат голодный!
Раздайся крик мести народной!
Вперед!
<1875>
«Вперед!». Лондон, 1875, 19 июня (1 июля), № 12, без подписи, под загл. "Новая песня". «Стихи и песни». М., 1886, без загл., автор указан в начале сб.; «Новый сборник революционных песен и стихотворений». Париж, 1898, под загл. «Рабочая марсельеза», подпись: Л. И.
Вольная русская поэзия XVIII-XIX веков. Вступит. статья, сост., вступ. заметки, подг. текста и примеч. С. А. Рейсера. Л., Сов. писатель, 1988 (Б-ка поэта. Большая сер.), под загл. "Новая песня".
Стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Вперед!", который издавал в Лондоне известный революционер-народник Петр Лавров. Авторское заглавие "Новая песня" не прижилось; песня стихийно стала именоваться "Марсельеза" ("Рабочая марсельеза", "Фабричная марсельеза" и т. п.) - по имени французской "Марсельезы" Руже де Лиля (1792), на мотив которой поется (MIDI1) (MIDI2).
С текстом французской "Марсельезы" текст Лаврова не имеет ничего общего, но именно он получил в России популярность, которой не добились многочисленные русские переводы "Марсельезы", (они создавались с конца XVIII века по XX век, см., например, "Марсельезу" Михаила Венюкова, 1867).
"Марсельеза" на слова Лаврова - самая популярная русская революционная песня с 1880-х вплоть до конца 1917 года. Легально она зазвучала в дни Февральской революции 1917 в Петрограде, и в те же дни в действующей армии: 3 марта, получив известие об отречении Николая II, заместитель командира 32-го полка будущий легендарный красный командарм Филипп Миронов повел 3-ю казачью дивизию на парад под звуки "Марсельезы" и возглас "Да зравствует революция!". В период между февралем и октябрем 1917 песня служила российским гимном. Долгое время песня была "общереволюционной" - ее пели представители всех русских революционных движений; с 1902 года социал-демократы - сначала в эмиграции, затем и в России - перешли на "Интернационал", сделав его своим партийным гимном (с 1905 г.).
Есть два варианта исполнения песни: припев поется либо через каждые 8 строк, как в авторском тексте, либо через каждые 4 строки; во втором случае в одном из куплетов делается небольшая замена: строчка "Ему нужны для войска солдаты" заменяется на "Царю нужны для войска солдаты". Ниже даны ноты для обоих вариантов исполнения. Слово "Вперед!" в припеве поется трижды либо пять раз (тогда два последних раза - скороговоркой).
В Петербурге песню пели уже 30 марта 1876 г. на похоронах студента П. Ф. Чернышева (См. "Вперед", Лондон, 1876, № 32, с. 251). Пение «Марсельезы» во время первомайской демонстрации описано в повести М. Горького «Мать»: «...в ней звучало железное мужество, и, призывая людей в далекую дорогу к будущему, она честно говорила о тяжестях пути» (ч. 1, гл. 27). О популярности песни см., например, «Историю моего современника» В. Г. Короленко, кн. 2, ч. 3, гл. 4; Моисеенко П. А. Воспоминания старого революционера. М., 1966. С. 127.
Под влиянием стихотворения были созданы крестьянская, солдатская, студенческая и пр. «марсельезы» (см. "Отпустили крестьян на свободу" неизв. автора и "Студенческую марсельезу" А. А. Богданова). Для интереса см. также позднюю "Коммунистическую марсельезу" (не позднее 1923) и "Марсельезу шпаны" времен НЭПа. Текст "Марсельезы" со временем претерпел некоторые изменения (см., например, изд.: «Песни каторги и ссылки». М., 1930. С. 23—27).
Сообщения из газет
Из газеты "Пролетарий", 1905, 14 июня, о праздновании 1 Мая 1905 года в Петербурге (рассказывается о рабочей демонстрации, шедшей с Васильевского острова по направлению к Невскому проспекту, и остановленной полицией): «Несмотря на то, что городовые под конец пустили в ход шашки, мы избили их... После мы тронулись дальше с пением "Марсельезы"».
Из газеты "Казарма", 1906, 26 ноября о расстреле двух девушек, слушательниц петербургских Высших женских курсов Галины Венедиктовой и Анастасии Мамаевой, приговоренных военным судом к смертной казни за доставку в Кронштадт бомбы (при расстреле они пели песни): «Они пели шесть минут. В это время с солдатами происходило нечто необыкновенное. На первую команду "Пли!" выстрела не последовало. На вторую - стреляли в ноги, так что пули застряли в земле. И только по третьей команде, когда офицер направил на них револьвер, они выстрелили в сердце. Во время пения "Марсельезы" многие солдаты рыдали».
Лавров Петр Лаврович (1823-1900) – социолог и публицист, идеолог революционного народничества, член «Земли и воли» (1860-х и 1870-х годов) и «Народной воли». В 1842 окончил Петербургское артиллерийское училище, офицер, 20 лет преподавал в различных учебных заведениях и в Михайловской артиллерийской академии. Издавал «Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами» (1861-1864). В 1866 арестован, обвинен в пропаганде вредных идей и общении с Чернышевским, Михайловым и другими «государственными преступниками»; в частности, изобличен следственной комиссией в сочинении четырех стихотворений, в которых „возбуждалось неуважение" к Николаю I и Александру II» (Лавров П. Л. Философия и социология: Избр. произведения. М., 1965. Т. 2. С. 621). Уволен со службы и сослан в Вологодскую губернию под строгий надзор полиции, без права въезда в столицы. В ссылке написал «Исторические письма» (1867-1869). В 1870 Лопатин организовал его побег за границу. Был знаком с Марксом и Энгельсом, состоял в I Интернационале. Редактор журналов «Вперед» (1873-1876) и «Вестник Народной воли» (1883-1886). Умер в Париже.
Стихи Лаврова
ВАРИАНТЫ (2)
1. Марсельеза
(Отречемся от старого мира... )
Отречемся от старого мира,
Отряхнем его прах с наших ног.
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог!
Припев:
Вставай, подымайся, рабочий народ!
Вставай на врага, люд голодный!
Раздайся крик мести народной:
Вперед, вперед, вперед, вперед!
Богачи, кулаки жадной сворой
Расхищают народный твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры,
Твой последний кусок они рвут!
Голодай, чтоб они пировали!
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали
И глумились они над тобой!
Тебе отдых одна лишь могила,
Что ни день, недоимку готовь!
Царь-вампир из тебя тянет жилы…
Царь-вампир пьет народную кровь!
Царю нужны для войска солдаты,
Подавайте ему сыновей,
Царю нужны дворцы и палаты,
Подавай ему крови своей!
Мы пойдем в ряды страждущих братьев,
Мы к голодному люду пойдем;
И пошлем мы злодеям проклятье,
На борьбу мы им вызов пошлем.
Не довольно ли вечного горя?
Встанем, братья, повсюду зараз,
От Днепра и до Белого моря,
Все Поволжье, и дальний Кавказ!
И настанет година свободы,
За эпохой кровавой борьбы
И сольются въедино народы
В царстве славы, труда и борьбы!
Источник: Независимое военное обозрение. Независимая газета
Здесь и далее говорится скорее не о божественной пище - послушании (например армейской дисциплине), жертвах (раненых и убитых) и пр., а о земном воплощении в мертвой материи- о ВПК.
Производство боеприпасов обеспечило разгром гитлеровских войск
Боеприпасное производство является самым затратным из военных отраслей. Но перед войнами об этом почему-то забывают. Возможно, потому, что боятся признаться себе и сказать другим о колоссальном бремени снабжения войск.
Перед началом Первой мировой войны противоборствующие стороны предполагали длительность военного конфликта не более 3-4 месяцев, а расход выстрелов на одно орудие - примерно 1000 единиц. Фактически в Германии было израсходовано почти в 30 раз больше боеприпасов, чем запасено перед войной - почти 9 млн. т, из них около 7 млн. т на Западном фронте. Это почти вдвое меньше, чем использовали армии Франции и Великобритании - 5 и 7 млн. т соответственно. При этом Германия до самых последних дней боев билась на равных с объединенными силами союзников, включая США.
Россия израсходовала за войну не более 1 млн. т боеприпасов, а Австро-Венгрия и Германия на Восточном фронте - порядка 3 млн. т.
В Советском Союзе решили поправить положение и развить военную промышленность до невиданного уровня, в том числе и боеприпасное производство. Если в 1937 г. снарядные корпуса изготавливали 44 предприятия с устаревшим оборудованием, то в 1939 г. была поставлена задача впятеро увеличить выпуск боеприпасов - это практически мобилизация. Начали строительство еще 28 соответствующих заводов и одного комбината, реконструкцию 28 старых предприятий. К производству элементов боеприпасов привлекались также еще 235 предприятий с переводом на новую технологию.
К началу войны в СССР запас по 76-мм выстрелам по отношению к фактическому среднегодовому военному составил 63%, по 122- и 152-мм гаубичным - 100%, по 50-мм минам - 183%, по 82-мм минам - 36%. Общий запас боеприпасов - примерно 100%, или около 2,5 млн. т. Только в 1940 - первой половине 1941 г. было изготовлено более 1,5 млн. т.
Германия не имела ничего подобного. В ходе Польской кампании 1939 г. выявился дефицит боеприпасов и были предприняты меры по увеличению запасов выстрелов полевой артиллерии за счет сокращения производства морских и зенитных выстрелов. Однако сражения на Западе 1940 г. потребовали необычно мало боеприпасов. За 43 дня боев сухопутные войска Германии израсходовали 88460 т. При определении количества боеприпасов для войны против СССР немцы решили, что необходим годовой запас, а расход в период французской кампании будет примерно соответствовать предполагаемому среднемесячному расходу в будущем "Восточном походе". Запас выстрелов для полевой артиллерии германских сухопутных войск к 22 июню 1941 г. составил 1050 тыс. т. Это значительно больше, чем германские запасы перед Первой мировой войной (удельные запасы выстрелов на одно орудие колебались от 1080 штук для 81-мм миномета до 3685 для 105-мм гаубицы), но намного меньше советских запасов.
Начало войны, столь чудовищно драматичное и неожиданное для нашей страны, сопровождалось крайним дефицитом боеприпасов. Во-первых, запасы были в значительной степени утеряны в первые недели и месяцы войны. А во-вторых, огромный урон понесла сама боеприпасная промышленность. На оккупированных территориях размещались основные производственные мощности по выпуску гильз, порохов, корпусов снарядов (здесь уместен резонный вопрос: почему они не находились на Урале, в Сибири?) Вдобавок сильнейший урон понесли черная металлургия и химия связанного азота.
Однако за период с 22 июня 1941 г. по 19 ноября 1942 г. в советскую действующую армию было поставлено 113 тыс. вагонов боеприпасов (это 2,37 млн. т при средней грузоподъемности грузового вагона в тот период 21 т) - примерно по 7 тыс. вагонов в месяц. В самый трудный для промышленности период - с декабря 1941 г. по март 1942 г. включительно - в среднем в месяц поступало по 6 тыс. вагонов.
Германские сухопутные войска с 22 июня 1941 г. по 31 июля 1942 г. израсходовали 745 тыс. т артиллерийских боеприпасов (около 57 тыс. т ежемесячно), а с учетом других видов боеприпасов расход составлял в среднем 85 тыс. т - почти в два раза меньше, чем у Красной Армии. По данным Главного артиллерийского управления, поставки боеприпасов советским войскам в первом полугодии 1942 г. были ниже их запросов в 5-6 раз, а во втором полугодии - в 3-4 раза. То есть если бы была возможность, то наши войска расходовали бы боеприпасов в десять раз больше, чем противник. Очевидно, что германские войска, у которых в наличии было 1,42 млн. т артиллерийских боеприпасов (предвоенный запас плюс 370 тыс. т текущего производства в рассматриваемый период), добивались военных успехов без чрезмерных материальных и людских затрат.
Всего на Восточном фронте германские сухопутные войска израсходовали примерно 5 млн. т боеприпасов (советские - около 9 млн. т). Максимальное годовое производство боеприпасов во Второй мировой войне составило в СССР и Германии примерно по 3,5 млн. т, в США - 8 млн. т. И это далеко не второстепенный фактор, предопределивший конечный разгром фашистских агрессоров.
А как обстоит дело с производством боеприпасов ныне? Опыт войны во Вьетнаме отразился в развитии мобилизационной базы боеприпасной промышленности Соединенных Штатов. К середине 80-х годов основу ее составляли 46 государственных заводов, которые при работе на полную мощность в год в состоянии произвести продукции на 14 млрд. долл. Если во время боевых действий в Индостане тонна боеприпасов обходилась в 2 тыс. долл., то есть американские казенные заводы способны выпускать ежегодно порядка 7 млн. т боеприпасов. В случае необходимости Пентагон мог привлечь для производства 165 типов боеприпасов около 3000 предприятий частных фирм, в том числе 131 крупное. Это позволило бы довести максимальный годовой объем производства боеприпасов в США в середине 80-х гг. до 15 млн. т.
В последнее десятилетие много разговоров идет о том, что высокоточное оружие должно обеспечить сокращение потребностей в обычных боеприпасах. На самом деле борьба именно с высокоточными видами вооружений потребует огромного расхода обычных средств поражения. Первый опыт применения высокоточного оружия в конфликте в Персидском заливе показал, что среднемесячный расход авиабомб был сопоставим с пиковым значением 1969 г. во Вьетнаме. При этом результативность американских высокоточных бомб лишь вдвое превзошла результативность авиабомб обычных. Правда, стоимость управляемых авиабомб относительно невелика, на два порядка ниже цены крылатых ракет. Низкий процент попадания компенсировался массированным применением и психологическим эффектом. Можно, кстати, вспомнить, что в послевоенный период уже велась дискуссия о том, что ПТУРы полностью дискредитируют танки как вид оружия. Выпустили сотни тысяч управляемых противотанковых ракет нескольких поколений, а в ответ на танках появились системы активной и динамической защиты, с высоким расходом поражающих элементов.
Есть данные, что поражение точечных целей на поле боя и в ближнем тылу требует 10-15 гаубичных выстрелов с осколочно-фугасными снарядами. Правда, подготовленным расчетом, с использованием разведки и корректировщиков. Весьма перспективны беспилотные корректировщики. А также современные радиолокационные системы управления огнем. Одновременно продолжается проникновение элементов искусственного интеллекта в сами артиллерийские боеприпасы. Но, повторимся, расход боеприпасов - и в массовом, и в денежном выражении - будет расти.
И здесь пора задаться вопросом о российской боеприпасной промышленности. В советские времена это была крупная отрасль - сотни заводов, под миллион работников, годовой выпуск различных боеприпасов на уровне военного времени. Сейчас все стоит. Что делать? Естественно, нет и разговора о возвращении к прежнему порядку вещей - до сих пор никак не могут решить проблему утилизации (то есть уничтожения) того, что с большими затратами изготовлено и хранилось на случай военной угрозы. Но армии так или иначе нужны боеприпасы, если считать, что нужна сама армия. И обычные, и высокоточные. А сколько?
Сейчас речь идет о существенном сокращении Вооруженных сил. Если будет реализована концепция создания 10-12 дивизий постоянной готовности с примерно 1000 тактических самолетов поддержки, то для них необходимо иметь около 1 млн. т боеприпасов в запасе. В случае нежелательного расширения военного конфликта потребуется усиление армии, наращивание ее материального обеспечения. Сразу развернуть производство невозможно. Поэтому запас должен быть. Примерно 4-5 млн. т для варианта регионального конфликта (вьетнамского или иракского типа). Промышленность сейчас не получает заказов. Выход в том, чтобы восстанавливать бездарно утраченные зарубежные рынки. Причем наша продукция весьма неплохого качества может реализовываться по относительно невысокой цене. Соотношение внутренних заказов и экспорта оптимально на уровне 1:2. Это означает задействованные мощности в 3 млн. т, или примерно половину от того, что было в СССР.
из архива НГ за: 13.07.2001
Владимир Спасибо
рубрика: История
Православная иконография Богородицы
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)
См. также: Католическая иконография Богородицы
Православная иконография Богоматери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.
Типы икон Богородицы
Оранта
Елеуса
Одигитрия
Панахранта
Агиосоритисса
Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др.
Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике
(длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении
.... (Матерь Божья).
Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке.
Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена
чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.
Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской
(Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы
на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.
Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся
особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи
известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.
Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери
на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.
Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без
Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых
исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях,
иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты.
Почитаемые богородичные иконы
Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Икона Богородицы «Неопалимая Купина»
Икона Божией Матери «Троеручица»
Икона Богородицы «Умягчение злых сердец»
«Похвала Богоматери с Акафистом»
(икона, XIV век)
Икона Божией Матери «Утоли Моя Печали»
Влахернская икона
Толгская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы «Призри на смирение»
1.Абалакская (Абалацкая, «Знамение» Абалацкая)
2.Августовская
3.Агиосоритисса
4.Акафистная Зографская
5.Акафистная Хиландарская
6.Албазинская (Слово плоть бысть), Албазинская («Знамение»)
7.Александрийская
8.Андрониковская
9.Арапетская (Аравийская)
10.Арматийская
11.Ахтырская
12.Ацкурская
13.Балыкинская
14.Барловская (Блаженное чрево)
15.Барская
16.Бугабашская
17.Бахчисарайская
18.Белыничская
19.Беседная
20.Благовещение (Киевское)
21.Благовещение (Московское)
22.Благовещение (Устюжское)
23.Благодатное Небо
24.Боголюбская
25.Богородско-Уфимская
26.Борколабовская
27.В скорбех и печалех Утешение
28.Валанасская
29.Ватопедская
30.Вертоград заключенный
31.Взыграние Младенца
32.Взыскание погибших
33.Византийская
34.Виленская
35.Владимирская
36.Влахернская (Влахернетисса)
37.Волоколамская
38.Вразумившая экклисиарха
39.Всех Скорбящих Радость
40.Всех скорбящих Радость с грошиками
41.Всецарица
42.Вутиванская
43.Галичская
44.Гербовецкая
45.Геронтисса
46.Гора Нерукосечная
47.Гребневская
48.Греческая Андроникова
49.Грузинская
50.Дамасская
51.Дегтярёвская
52.Далматская
53.Державная
54.Долинская
55.Донская
56.Достойно есть
57.Дубенская Красногорская
58.Елецкая
59.Елеуса
60.Живоносный Источник
61.Жировицкая
62.Заступница
63.Знамение
64.Иверская
65.Игоревская
66.Иерусалимская
67.Избавление от бед страждущих
68.Казанская
69.Калужская
70.Касперовская
71.Киево-Печерская (Успение)
72.Козельщанская
73.Колочская
74.Коневская
75.Корсунская
76.Купятицкая
77.Курско-Коренная
78.Лиддская
79.Максимовская
80.Милостивая
81.Млекопитательница
82.Молдаванская
83.Молдавская
84.Моневмасийская
85.Молченская
86.Монреальская Иверская
87.Муромская
88.Неопалимая Купина
89.Нерушимая Стена
90.Неувядаемый Цвет (Благоуханный Цвет)
91.Неупиваемая Чаша
92.Неустанная Помощь
93.Нечаянная Радость
94.Никопея
95.О Тебе радуется
96.Огневидная
97.Одигитрия
98.Озерянская
99.Оранта
100.Остробрамская
101.Параклесис
102.Песчанская
103.Петровская
104.Печерская-Свенская
105.Пименовская
106.Писидийская (Писийская)
107.Подкубенская
108.Поможение родам
109.Порт-Артурская
110.Почаевская
111.Прибавление ума
112.Призри на смирение
113.Психосострия (Психосостра)
114.Равенсбрюкская
115.Сайданайская
116.Свенская
117.Святогорская
118.Свято-Крестовская
119.Святорачица
120.Седмиезерная
121.Семистрельная
122.Скоропослушница
123.Смоленская
124.Спорительница хлебов
125.Споручница грешных
126.Старорусская
127.Страстная
128.Тихвинская
129.Толгская
130.Торопецкая
131.Троеручица
132.Тучная Гора
133.Умиление
134.«Умиление» Псково-Печерская
135.Умягчение злых сердец
136.«Утоли Моя Печали»
137.Феодоровская
138.Филермская
139.Халкопратийская
140.Холмская
141.Целительница
142.Ченстоховская
143.Чирская (Псковская)
144.Экономисса
145.Ярославская
146.Ярославская (Печерская)
147.Яхромская
Ссылки
Список наименований икон Богородицы (не полный)
от АБАЛАКСКОЙ до ЯХРОМСКОЙ - СПИСКИ всех известных образов БМ на cirota.ru
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери
Список чудотворных и чтимых икон Божией Матери с датами празднования
Сборник икон Богородицы с кратким описанием и молитвами
----
Непонятно почему Богородицу называют Пресвятой Девой Марией. Марию познал муж , она не дева, потому что у Иисуса были братья Иаков (стал апостолом), Иосия, Иуда и Симон, а также сестры (Марк. 6, 3). Вы скажете что эти братья и сестры от другой жены Иосифа Обручника или даже двоюродные? А в Писаниях про это почему ничего не говорится? Священное Предание? Это игра испорченный телефон.
"И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к нему по причине народа
И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его." (Лук. 8:19-21)
Из сказанных слов Иисуса следует, что культ Богородицы не имеет корней в учении Иисуса Христа.
Лук. 11:27-28. "27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее
Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его."
Культ Богородицы в учении Христа не имеет места. В Новом Завете говорится, что Иисус единственный посредник между Богом и
людьми 1Тим.2:5 "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,". Поэтому молиться Богородице
и святым не имеет смысла, тем более, что Рим.3:4 "Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах
Твоих и победишь в суде Твоем.". Святых людей нет!
Да, мама Иисуса Мария получила Святой Дух во время пятидесятницы (Деян.2:1-14), да Она возможно выше апостолов, но это не значит,
что поклонение и молитвы Марии могут заменить поклонение Богу! Если Иисус не учил поклоняться и молиться Марии как "Богородице"
почему христиане это делают? Единственный ответ - христиане считают себя умнее Иисуса.
-----
Да будут жить вечно Изида и Хор!!! (иконы Богоматери изображают именно Их).
Иси?да (Изи?да) (егип. js.t, др.-греч. ????, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания
египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и
египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.
Истоки культа
Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров
богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально
она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в
общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает
уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В
Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно,
как правнучка Ра.
Миф об Осирисе и Исиде
В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо
известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет.
Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Исида вылепила
фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила
его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса,
произнесла волшебные слова и забеременела[1]. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции,
на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида
часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида
часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.
Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса
(Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут,
Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться
от бремени.
Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя
для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из
слюны стареющего бога Ра и земли зме?я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей
свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».
Ма?ра (санскр., mara IAST, «смерть, разрушение», кит. упр. , палл.: Моло) — в буддизме — бог, соблазнявший Будду Гаутаму видениями красивых женщин (возможно, своих дочерей). В буддийской космологии Мара персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Мара — искуситель, отвлекающий людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.
В абхидхарме Мару помещают на высшее местопребывание сферы чувственного в мир Паринимитра-вашавартин.
Ранние буддисты, однако, расценивали Мару не как бога, всемогущего повелителя зла, а, скорее, как досадную неприятность. Многие сюжеты преданий, в которых Мара встречается с Буддой, носят определённо ироничный оттенок.
«Мара многолик» — говорят буддисты, когда хотят сказать, что существует некоторая сумма сил (привязанностей и страхов как результат соприкосновений с окружающей материальной и прочими иллюзорными «реальностями»), вновь и вновь увлекающих человеческую сущность к очередному воплощению.
В традиционном Буддизме слово «мара» имеет четыре значения:
1.клеша-мара (санскр. , klesa IAST, «трудность, неприятность, страдание») — Мара как воплощение всех безыскусных, низких эмоций.
2.мритью-мара (санскр. , m?tyu IAST, «смерть») — Мара как воплощение смерти, непрерывной череды перерождений.
3.скандха-мара (санскр. , skandha IAST, здесь: «условность, форма») — Мара как метафора взаимосвязанности условностей.
4.девапутра-мара (санскр. , devaputra IAST, «дитя бога») — Мара как дитя бога, то есть, собственно Мара как существо. Эта ипостась Мары близка с индуистской концепцией майи[источник не указан 450 дней].
В раннем буддизме значение придавалось как буквальному, так и «психологическому» восприятию Мары. Считается, тем не менее, что как бы мы ни понимали Мару, он имеет власть ровно настолько, насколько мы ему это позволяем.
В буддийской иконографии существует мудра-бхумиспарша, в которой изображается Будда, побеждающий Мару.
Реки крови мы пролили на планете,
восторгаясь, озаряясь и балдея;
ничего не знаю гибельней на свете,
чем высокая и светлая идея.
И. Губерман
P.S. Если захотите написать письмо в теме письма напишите SKOMAR2006. Много спама.
С уважением, Скомарохов Анатолий.
Объявление. Опубликую Вашу статью бесплатно на этом сайте.
Читайте... Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь."
Еккл. 1, 18 ;)))
|