О боге Отхан-Галахан. |
Главная istinabogov.narod.ru | Ваал Мардук. | Эрос и психоанализ | Митра и Иисус | Зороастризм | Пророчества о России | Пророчества Скомарохова Анатолия о России |
Отхан-ГалаханОтхан-Галахан («хан огня Отхан»), Отгалахан («хан огня От»), Отхан-Галахан эхе («матушка Отхан-Галахан»), -Галахан эхе («матушка хан огня Эл»), Гал-эхе («матушка-огонь»). От эхе, Од эхе, Ут эхе («матушка От»), Галтёнгри («огонь-тенгри»), в мифологии монгольских народов божество огня, персонификация огня, очажного пламени. Предстаёт в мужском и в женском облике. Этимология имени Отхан (от тюрк. от, «огонь», и хан, «государь») указывает на тюркский компонент в генезисе образа. Обнаруживается некоторое соответствие и с аналогичным персонажем тибетской мифологии, которого также называют «бог огня», «государь богов огня». Образ Отхан-Галахан складывался на основе представлений о духах родового и семейного очага, выступавших в зависимости от различных племенных традиций в мужском или женском облике (отсюда то мужская, то женская ипостась божества). В обрядово-мифологических сюжетах синтезируются ранние представления о небесном происхождении огня (очевидно, от удара молнии, который иногда интерпретируется как зачатие при космическом браке) и более поздние - о его искусственном добывании (высекании, которое на монгольских языках передаётся тем же словом, что и вспышка молнии). Создание огня связывается с эпохой первотворения: когда гора (Алтай, Хангай, Бурхан-халдун, Сумеру) была холмом, дерево (вяз, ива) - побегом, горный козёл - козлёнком, ястреб и жаворонок - птенцами, царь-лев - детёнышем и т. д. В вариантах огонь возникает благодаря начальному космогоническому акту - отделению неба от земли. Участие космических начал в порождении Отхан-Галахан многократно подчёркивается: огонь появился от 99 вечных тенгри, от Хормусты, от хана-тенгри и матери Этуген («возник из её стопы») и т. д. В качестве его творцов упоминаются также гора, море и дерево (высечен горой Вурхан-Хал-дун, возник от горы Сумеру и моря Сум, сотворён из вяза, из тутового дерева с вершины Хангай-хана и Бур-хату-хана и т. п.). Семантика порождения сохраняется и при описании искусственного добывания огня, порождённого отцом-железом (сталью) и матерью-камнем (кремнем, галькой - образом, параллельным «матери-земле», а также горе). При складывании культа Чингисхана его родовой огонь осмысливается как владыка над всеми духами очагов и затем - как огонь вообще. Согласно различным версиям, первый огонь был высечен Чингисханом и раздут его женой, высечен его отцом Есухей-багатуром и раздут его матерью Оэлун, высечен его сыном Чагадаем и раздут супругой Чагадая Чанхулан и т. д.; мотив мифологического порождения отражён в распределении функций между мужским («высекание») и женским («раздувание») началом. Подвергшийся мифологизации Чага-дай, хранитель родового очага императорской фамилии, после смерти был отождествлён с духом - хозяином очага, а затем - с божеством огня вообще (бурят. Сахядай-нойон). Позднее под влиянием буддизма происхождение Отхан-Галахан связывается с именами ламаистских божеств: Бурхан-бакши (Шакьямуни), Вайрочаны, Махешвары (Шивы) и др. В качестве мистического источника огня часто называется буква «ра» («рам», «арам»), одна из семи магических букв, по традиционной грамматической классификации относящаяся к стихии огня. Влияние тибетской традиции сказывается в версии о создании огня Падмасамбхавой (в тибетской мифологии именно он учреждает культ божества огня). Отхан-Галахан проявляется в целом сонме обитающих в очаге духов, объединённых семейными связями и олицетворяющих - соответственно универсальной пространственной ориентации - центр очага и различные его стороны. В призываниях к Отхан-Галахан фигурирует его «очень старый» дед - Тала, отец («Победоносный огонь-господин»); Всевышняя матушка-лус (из разряда земных духов-хозяев, см. Лу; по модели космического порождения мать огня всегда связана с землёй); сыновья или братья (иногда числом 5), носящие общее имя Белое сердце огня; сёстры-врачевательницы - «огненные девы», олицетворяющие либо центр очага (Огненное центр-сердце), либо его стороны и являющиеся прямым отражением небесных дев; цвета тел «огненных дев» соответствуют цветам утреннего, полдневного, вечернего и ночного солнца: фея восточного огня - сияюще-белая, южного - красно-жёлтая, западного - тёмно-красная, северного - чёрная (это распределение цветов почти полностью соответствует буддийской космологической символике; ср. Тара). Отхан-Галахан как божество огня имеет один глаз (реже три), всегда смотрящий вверх, в небо, ослепительно-белое лицо, густую белую бороду, медные брови, оскаленные раковинно-белые зубы. Наиболее частые его эпитеты - «красный», «масляный», «шёлковый». У него жемчужный топор, кувшин, чётки, барабан, крюк, сеть, жемчужные подвески, хрустальный пояс на бёдрах. Облик и атрибуты божества огня и его семейства сложились под прямым влиянием буддийской иконографии. Как персонификация огня Отхан-Галахан связан с космическим центром (ср. центральное положение очага в юрте) и с мировой вертикалью: его блеск достигает неба, дым проникает сквозь 99 небесных слоев (или покрывает их), жар пронизывает насквозь землю, согревает её 77 слоев. Столь же несомненна связь с солнцем (огнём небесным). Очагу придавалась округлая форма (солнечный диск), а к новогоднему ритуалу приурочивались проводы Отхан-Галахан старого года и встреча Отхан-Галахан нового года. С этим же, очевидно, связан запрет выносить огонь из юрты в ночное время - после захода и до восхода солнца. Общей для образов Отхан-Галахан и солнца является идея производительности. При новогоднем ритуале поклонения Отхан-Галахан у него выспрашивают счастье, благую часть, жизненную силу. В обряде используется репейник, связанный с темой плодородия, а в качестве жертвенного животного - белая (или белая с жёлтой головой) овца, вообще символизирующая счастье и благополучие. Особую роль в культе Отхан-Галаханиграет козёл - универсальное олицетворение плодородия: кастрированный козёл - ездовое животное Отхан-Галахан, горный козёл фигурирует при описании возникновения Отхан-Галахан. Новогодние жертвы огню приносят женщины, которые просят детей, исключено участие в ритуале беременных женщин (напр., у ордосцев). На связь огня с потомством указывают:запрет у бурят выносить из юрты родовой огонь, если в доме есть дети возрастом до года, поклонение невесты родовому очагу жениха (хотя это прежде всего - испрашивание покровительства нового для неё родового духа, каковым выступает божество огня). Родовой огонь приравнивается к родственнику; по бурятским поверьям, его, как сына или сородича, нельзя отдать в чужой род, а погасить его - всё равно что убить родственника. При перекочёвке на новое место переносятся и непогашенные угли, сохраняющие родовой огонь, что рассматривается как гарантия продолжения рода. Одна из функций Отхан-Галахан - очистительная: огнём очищали юрту, в которой лежал покойник, и находящиеся там вещи; невесту очищали перед вступлением в род жениха, проводя её между двумя кострами (по сообщению Плано Карпини, такой же процедуре подвергались послы, прибывшие к хану). Пожар, а также некоторые (прежде всего кожные) болезни - следствие гнева Отхан-Галахан, вызванного дурным обращением с очажным пламенем, нарушением запретов (перешагивать через очаг, подталкивать ногой топливо, помешивать угли острым предметом, плевать в огонь, лить воду, бросать нечистоты, волосы, произносить перед очагом слово «волк» и т. д.). Существует у бурят поверье, что Отхан-Галахан окривел из-за помешивания углей в очаге острым предметом. Реки крови мы пролили на планете, восторгаясь, озаряясь и балдея; ничего не знаю гибельней на свете, чем высокая и светлая идея. И. Губерман P.S. Если захотите написать письмо в теме письма напишите SKOMAR2006. Много спама. Нажми здесь и отправь письмо мне!!!С уважением, Скомарохов Анатолий.Объявление. Опубликую Вашу статью бесплатно на этом сайте. Читайте... Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." Еккл. 1, 18 ;))) |