О боге Цаган-Эбуген. |
Главная istinabogov.narod.ru | Ваал Мардук. | Эрос и психоанализ | Митра и Иисус | Зороастризм | Пророчества о России | Пророчества Скомарохова Анатолия о России |
Цаган ЭбугенЦаган Эбуген ("белый старец"), Цагбн убгйн (бурят.), Цагбн авгб, Делкян Цагбн овгoн (калм.), в мифологии монгольских народов персонаж, входящий в разряд "хозяев" (эдзенов, эжинов, сабдаков) земли, их глава (хан). Его тибет. соответствие - Гамбо Гарбо ("белый старец"), популярный персонаж буддийской мистерии цам. Иногда осмысливается как мифологический партнёр земли-матушки Итуген (Ульгень). Почитался как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия. По одному из мифов, Ц. Э. родился стариком, так как его мать, будучи на сносях, отказалась дать напиться бурханам, в отместку запечатавшим её чрево на сто лет. Ц. Э. в 18 в. был включён в ламаистский пантеон божеств. Согласно сутре "Воскурение и приношение Белому старцу", Будда во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Поговорив с ним и убедившись в его мудрости и могуществе, Будда повелел ученикам почитать его. По другому ламаистскому сюжету, два охотника, Хара Эбуген (тибет. Гамбо Лоджу) и Ц. Э. (тибет. Серин намджу), преследуя оленей, попали в пещеру отшельника Миларайба (Миляр ава), который убедил их отказаться от охоты на живых существ и принять учение. Маска Ц. Э. изображает добродушного лысого старца с белой бородой. Атрибуты Ц. Э.: персиковое дерево, олень, посох, книга судеб - символы долголетия. Ц. Э. аналогичны по функциям и изображениям Шоу-син (у китайцев), Пехар (у тибетцев). Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в связи с отношениями сего последнего к народу, СПБ, 1887 (Записки Русского Географического общества по отделению этнографии, т. 16); Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М., 1977; Heissig W., Eine Anrufung des "Weissen Alten" in der Staatbibliothek Preussischer Kulturbesitz Berlin, в кн.: Folia rara. Wolfgang Voigt LXV diem natalem celebranti, Wiesbaden, 1976; Mostaert A., Note sur le culte du Vieillard blanc chez les Ordos, в кн.: Studia altaica, Wiesbaden, 1957 (Ural Altaische Bibliothek, Bd 5); Hummel S., Khum-bu-yue-lha..., в кн.: Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungariae, t. 20, Bdpst, 1967, p. 353-361; его же, Der Weisse Alte, в кн.: Sinologica, t. 6, No 3, 1960, p. 193-206. H. Л. Жуковская Реки крови мы пролили на планете, восторгаясь, озаряясь и балдея; ничего не знаю гибельней на свете, чем высокая и светлая идея. И. Губерман P.S. Если захотите написать письмо в теме письма напишите SKOMAR2006. Много спама. Нажми здесь и отправь письмо мне!!!С уважением, Скомарохов Анатолий.Объявление. Опубликую Вашу статью бесплатно на этом сайте. Читайте... Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь." Еккл. 1, 18 ;))) |